Положение о порядке введения, разработке и организации индивидуального проекта обучающихся 10 класса

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего
общего образования, основной образовательной программы среднего общего
образования.
1.2. Нормативно-правовой базой для разработки настоящего Положения
является:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
года № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (Приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 года № 413 с изменениями и
дополнениями).
- Федеральный государственным образовательный стандарт среднего общего
образования от 17 мая 2012 года № 413.
- Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 3».
- Учебный план МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3».
1.3. Настоящее Положение определяет основы организации работы над
индивидуальным проектом и особенности его оценки.
1.4. Индивидуальный проект является объектом оценки УУД,
сформированных в ходе освоения основной образовательной программы среднего
общего образования.
1.5. Индивидуальный проект входит в перечень учебных предметов
обучающихся 10 класса. Выполнение индивидуального
проекта обязательно для
каждого обучающегося уровня среднего общего образования. Невыполнение
равноценно получению неудовлетворительной оценки.
1.6. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект,
выполняемый
обучающимися самостоятельно под руководством педагогакуратора в рамках одного или нескольких учебных предметов.
1.7. Индивидуальный проект выполняется в течение одного года в рамках
учебного времени, отведенного учебным планом (2 часа в неделю в 10 классе).
1.8. Руководителем проекта может являться учитель-предметник, классный
руководитель,
педагог
дополнительного
образования,
педагог-психолог,
социальный педагог, преподаватель-организатор ОБЖ, педагог-библиотекарь.
1.9. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершѐнного
учебного исследования
или разработанного проекта.
1.10. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных
составляющих оценки образовательных достижений обучающегося.
1.11. Для оценки проектной работы в МКОУ «СОШ № 3» создается
школьная аттестационная комиссия, в которую входят педагоги и представители
администрации школы.
1.12. Оценивание производится на основе
критериальной модели,
разработанной МКОУ «СОШ № 3».
1.13. Итоговая отметка за выполнение проекта выставляется в журнал,
личное дело обучающегося, в аттестат об основном среднем образовании.

1.14. Защита индивидуального проекта проходит в апреле-мае и является
одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного
мониторинга образовательных достижений. Оценка проекта переводится в
пятибалльную систему и выставляется в журнале в графе «Защита проекта».
1.15. Индивидуальная проектная работа может участвовать во внешкольных
конференциях и конкурсах муниципального, регионального и всероссийских
уровней.
2. Цель и задачи выполнения индивидуального проекта
Индивидуальный проект - учебный проект, выполняемый учащимся в
рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать
свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных
областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять
целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Задачи:
1. Сформировать предметные знания и способы действий, проявляющиеся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы
действий.
2. Сформировать познавательные УУД в части способности к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющиеся в
умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования,
выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации,
формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого
решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого
решения и т.п.
3. Сформировать регулятивные действия, проявляющиеся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей;
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформировать коммуникативные действия, проявляющиеся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
3. Организаторы и участники процесса подготовки и защиты
индивидуального проекта
3.1. Организатором процесса подготовки и защиты индивидуального проекта
со стороны администрации МКОУ «СОШ № 3» является заместитель
директора, курирующий осуществление проектной деятельности в школе.
3.2. Руководителями проекта, осуществляющими непосредственный
контроль над выполнением проектной работы, являются педагогические работники,
именуемые далее кураторами. Куратором может выступать учитель-предметник,

классный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-психолог,
социальный педагог, преподаватель-организатор ОБЖ, педагог-библиотекарь.
3.3. В качестве автора – разработчика индивидуального проекта выступают
обучающиеся МКОУ «СОШ № 3».
3.4. В качестве организатора проектной деятельности на начальном этапе
работы над индивидуальным проектом выступают классные руководители 10
классов.
3.5. Родители (законные представители) обучающихся 10 классов принимают
непосредственное участие в контроле над выполнением индивидуального проекта.
4. Основные требования к содержанию, направленности проектной
деятельности обучающихся и формам предоставления результатов
4.1. Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из
актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, экономической,
социальной жизни современного мирового сообщества.
4.2. Основными направлениями проектной деятельности обучающихся
являются:
- социальное;
- экономическое;
- исследовательское;
- инженерно-конструкторское;
- информационно-технологическое;
- творческое;
- спортивно-оздоровительное.
4.3. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и
обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой
самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы,
оригинальное ее толкование или решение.
4.4. Проект должен иметь практическую направленность, быть
востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере
человеческой деятельности.
4.5. Основными формами представления результатов проектной
деятельности (продукт деятельности) являются:
- макеты, модели, схемы, план-карты;
- альбомы, буклеты, брошюры;
- печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки;
- документальные фильмы, мультфильмы;
- выставки, тематические вечера, концерты;
- программное обеспечение.
5. Требования к формулировке темы
5.1. Обучающийся может выбрать тему самостоятельно или
ориентироваться на примерный перечень тем индивидуального проектирования,
которые предоставляет для ознакомления куратор.

5.2. Тема проекта должна быть сформулирована грамотно и отражать
проблему, рассматриваемую в проекте.
5.3. Обучающийся и куратор имеют право вносить коррективы в рабочую
формулировку темы, не меняя при этом предмет, объект и объектную область
исследования.
6. Требования к структуре проекта
6.1. Индивидуальный проект должен содержать:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- список литературы;
- приложения (по мере необходимости)
6.2. Титульный лист должен содержать:
- название работы, ее вид;
- сведения об авторе (фамилия, имя, образовательное учреждение, класс);
- сведения о кураторе проекта (фамилия, имя, отчество, должность, место работы,
ученая степень);
- указание места расположения ОО и года выполнения работы.
6.3. В оглавление должны быть включены:
- введение;
- названия глав;
- заключение;
- список используемых источников;
- приложения.
6.4. Введение должно содержать обоснование выбора темы обучающимся и
включать в себя:
- обоснование актуальности темы;
- формулировка поставленной проблемы;
- определение цели (то, что необходимо достигнуть в результате работы над
проектом);
- выдвижение гипотезы (при исследовательском типе проекта);
- формулировка конкретных задач, которые необходимо решить, чтобы достичь
цели;
- методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
- форма предоставления продукта проекта (макет, презентация, дизайнерская
модель, бизнес-план, видеофильм, экскурсия и т.д.).
6.5. Основная часть проекта должна состоять из двух глав: теоретической и
практической.
- Теоретическая часть может состоять из одной или нескольких самостоятельных
глав, логически связанных между собой и отражающих проблематику и
историографию изучаемого предмета исследования, необходимую терминологию и
т.д.

- Теоретическая часть должна включать проработку 3-4 источников с обязательным
приведением ссылок на авторство.
- Недопустимо заимствовать готовые авторские исследовательские работы без
указания ссылок на авторство.
- Вторая часть проекта должна носить практический или поисковый характер и
представлять собой описание продукта деятельности, банк идей по решению
проектной проблемы, технологическую карту с этапами создания продукта проекта
и прочие виды исследовательской деятельности, в которых обучающийся
демонстрирует сформированность познавательных и регулятивных УУД.
- Каждая из глав основной части должна заканчиваться краткими выводами.
6.6. В заключении формулируются выводы и результаты, полученные
автором, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи,
доказана ли гипотеза. Возможна формулировка предложений по практическому
использованию результатов исследования.
6.7. Список используемой литературы включает информацию:
- фамилия, инициалы автора;
- название издания;
- выходные данные издательства;
- год издания;
- номер выпуска (если издание периодическое);
- количество страниц.
Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном
порядке. Список использованной литературы и других источников составляется в
следующей последовательности:
- законы, постановления правительства;
- официальные справочники;
- художественные произведения;
- специальная литература;
- периодические издания;
- интернет-источники.
6.8. Объем текста проектной работы от 10 до 20 печатных страниц (без
приложений). Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10
страниц.
6.9. На каждый проект руководитель с учащимися оформляет паспорт
проекта.
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

1. Название проекта
2. Руководитель проекта
3. Консультант(ы) проекта
4. Учебный(ые) предмет(ы), в рамках которого(ых) проводится работа по проекту.
5. Автор проекта: Ф.И.О. уч-ся, класс
6.Тип проекта (информационный, исследовательский, творческий, практикоориентированный)
7. Цели проекта
8. Задачи проекта (2-4 задачи)

8. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на
которые необходимо ответить участнику в ходе его выполнения)
9. Необходимое оборудование
10 Аннотация проекта (актуальность проекта, значимость на уровне школы и
социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)
11. Продукты проекта.
12. Оценка содержания проекта (отзыв руководителя).
7. Требования к оформлению индивидуального проекта
7.1. Работа выполняется на листах стандарта А-4 (расположение
вертикальное) шрифтом Times New Roman. Размер шрифта 14, с одинарным
интервалом между строк. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое –
3см., правое – 2 см.
7.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
7.3. Титульный лист содержит информацию: название ОО, тема проекта,
ФИО руководителя проекта, ФИО ученика, класс, допуск к защите, город, год.
(Приложение 1).
7.4. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами. Нумерация
страниц: снизу, по центру.
7.5. Оглавление включает перечень тематических названий всех разделов
проекта в порядке их следования.
7.6. Оформление рисунков,
фото, схем, графиков, диаграмм:
шрифт Times New Roman, 12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и
названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в
тексте.
7.7. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце
заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
7.8. Общим требованием ко всем работам является необходимость
соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
7.9. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с
требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование
источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц.
Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование
статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на
которых напечатана статья.
8. Этапы и примерные сроки работы над проектом
Этапы работы
Сроки выполнения
Определение предметной сферы, темы проекта. Сентябрь
Выбор руководителя. Подача заявления на
выполнение индивидуального проекта.
Постановка цели и задач проекта. Определение Сентябрь
объекта и предмета исследования, выдвижение
гипотезы. Выбор методов исследования.
Написание введения.
Октябрь

Оп

Работа с источником информации. Чтение научной Октябрь
литературы. Сбор информации.
Описание теоретической части проекта.
Ноябрь
Проведение поисковой, исследовательской части
Май Декабрь
работы. Обработка результатов. Аналитическая
часть работы.
Написание поисковой, исследовательской части.
Январь
Формулировка выводов проекта. Написание Январь
заключения.
Оформление
оглавления.
Сдача
работы Февраль
руководителю на проверку.
Корректировка текста работы с учетом замечаний, Март
предложений. Окончательное оформление работы.
Подготовка к защите проекта. Написание текста Март
выступления, создание презентации.
Работа с руководителем над корректировкой текста
Март Апрель
выступления по защите проекта.
Защита проекта
Апрель-май

9. Требования к процедуре защиты проекта
9.1. Защита индивидуального проекта проводится в образовательной
организации. За неделю до защиты проекта предполагается предзащита
индивидуального проекта.
9.2. Независимо от типа проекта его защита происходит публично:
после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме
проекта 5 минут.
Соблюдение регламента свидетельствует
о
сформированности регулятивных навыков обучающегося (Приложение 4).
9.3. К защите ученик представляет проектный продукт, печатное
описание проекта.
9.4. Школа определяет график защиты индивидуального проекта.
График защиты утверждается директором школы.
9.5. Школа создаѐт школьную аттестационную комиссию. Состав
комиссии от 3 до 5 человек. В комиссии должны присутствовать
представитель администрации, классный руководитель, педагог по
соответствующему направлению.
9.6. Школьная аттестационная комиссия оценивает индивидуальный
проект в соответствии с разработанными критериями (Приложение 3).
9.7. Школа определяет график защиты индивидуального проекта,
который утверждается директором школы. Для защиты индивидуального
проекта выделяется 2-3 дня.
9.8. Школа организует в дополнительные сроки защиту
индивидуальных проектов для детей с ОВЗ, больных детей (дети,
отсутствовавшие в основной срок защиты).
9.9. Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается
ученику на доработку. Ученик дорабатывает индивидуальный проект в
течение недели, представляет к повторной защите.

10. Критерии и показатели оценивания индивидуального проекта
10.1. Шкала оценивания рукописи проекта
Критерий

Показатель

Баллы

Творческий подход и Представлены полностью, не вызывают сомнений
оригинальность
Представлены частично
работы
Отсутствуют
Структурированность, Представлены полностью, не вызывают сомнений
четкость
и
Представлены частично, есть недочеты
лаконичность
изложения
Структура
текста
и
форма
изложения
неудовлетворительны
Логика изложения
Представлены полностью, не вызывают сомнений
Представлены частично, есть недочеты
Не представлены или есть серьезные недочеты, не
прослеживается
Соответствие темы, Полное соответствие
цели
и
задач
Не полностью соответствует, есть отклонения
содержанию работы и
выводам
Нет соответствия, серьезные отклонения

2
1
0
2

Обоснованность темы Представлена полностью
(Введение)
Представлена частично
Отсутствует или неубедительна
Адекватность
Полное
соответствие
подходов
и
методов
подходов и методов поставленной цели
исследования
Не полностью соответствует, есть отклонения
Не соответствует или вызывает сомнения
Соответствие объема Соответствует, достаточный объем выполненной
выполненной работы работы и результатов для обоснования выводов
и
результатов Не полностью соответствует, есть отклонения
исследования
для
достижения
цели Не соответствует
работы (результаты)
Обоснованность
Представлен достаточный обзор литературных
обзора
состояния источников
проблемы (работа с Недостаточно полный
литературными
Отсутствует или есть серьезные пробелы
источниками)
Обоснованность
Полностью обоснованы
выводов (выводы)
Обоснованы частично
Отсутствует удовлетворительное обоснование

2
1
0
2

Максимальное количество баллов за рукопись проекта – 18 баллов

1
0
2
1
0
2
1
0

1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0

10.1. Шкала оценивания защиты проекта
Критерий

Показатель

Баллы

Адекватность
Полностью соответствует
(соответствие)
Не полностью раскрывает суть и основные
выступления
положения проекта
заявленной теме и Выступление не соответствует теме заявленного
выполненному
проекта
проекту
Выстроенность,
Полностью логически выстроенное представление
логика выступления
проекта
Есть недочеты в представлении проекта
Логика выступления не просматривается или
вызывает сомнение
Лаконичность
и Чѐткий и ясный стиль выступления
четкость выступления Есть недочеты в форме представления проекта
Стиль изложения затрудняет понимание сути проекта
Владение
Свободное владение материалом
материалом,
Неполные ответы
способность отвечать
на вопросы
Затруднения с ответами

2
1

Способность ведения Убедительно и заинтересованно
дискуссии,
убедительность
Затруднения в ведении дискуссии
аргументации,
демонстрации
Неубедительно
заинтересованности

2

Максимальное количество баллов за защиту проекта – 10 баллов
Максимальное количество баллов за индивидуальный проект 28 баллов
Таблица перевода
Баллы
28-26 баллов
25-20 баллов
19-12 баллов
11-0 баллов

Оценка
5
4
3
2

0
2
1
0
2
1
0
2
1
0

1
0

Приложение 1
Оформление титульного листа

Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 3» (шрифт 14)

Индивидуальный проект
по теме: «_____________________» (шрифт 16)
__________________________________
(направление)

Автор работы: (шрифт 14)
Фамилия, имя (полностью), класс
Руководитель:
Ф.И.О.(полностью), должность.
(шрифт 14)

г. Избербаш, 2020г.

Приложение 2

Документация
Все материалы по проекту хранятся в проектной папке (папка с файлами)
Индивидуальный план выполнения проекта (для учащихся)
Этапы
Виды деятельности
Подготовка

Выбор темы учебного
проекта
и
тем
исследований.
Разработка проблемных
вопросов
по теме
проекта.

Планирование

Формулировка
задач,
которые следует решить.
Выбор
средств
и
методов решения задач.
Определение
последовательности
и
сроков работ.
Самостоятельная работа

Процесс
проектирования

Итог

Работа над продуктом
проектной деятельности
Достигнутый результат
Оформление

Защита

Планируемая
дата
исполнения

Дата
фактически

Подпись
руководителя

Для руководителя проекта
№

ФИО ученика

Тема проекта

Итоговая оценка
руководителя
проекта

Подпись

1
2

Для классного руководителя
Лист ознакомления для родителей
№п

1
2
3

ФИО ученика

Тема проекта

Дата
выполнения
проекта

Дата
защиты

Подпись
родителей

Приложение 3
Протокол защиты индивидуальных исследовательских проектов
учащихся 10 класса
Дата защиты проекта __________________________
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерий

Шкала оценивания рукописи проекта
Показатель

Творческий подход и Представлены полностью, не вызывают сомнений
оригинальность
Представлены частично
работы
Отсутствуют
Структурированность, Представлены полностью, не вызывают сомнений
четкость
и
Представлены частично, есть недочеты
лаконичность
изложения
Структура
текста
и
форма
изложения
неудовлетворительны
Логика изложения
Представлены полностью, не вызывают сомнений
Представлены частично, есть недочеты
Не представлены или есть серьезные недочеты, не
прослеживается
Соответствие темы, Полное соответствие
цели
и
задач
Не полностью соответствует, есть отклонения
содержанию работы и
выводам
Нет соответствия, серьезные отклонения
Обоснованность темы Представлена полностью
(Введение)
Представлена частично
Отсутствует или неубедительна
Адекватность
Полное
соответствие
подходов
и
методов
подходов и методов поставленной цели
исследования
Не полностью соответствует, есть отклонения
Не соответствует или вызывает сомнения
Соответствие объема Соответствует, достаточный объем выполненной
выполненной работы работы и результатов для обоснования выводов
и
результатов Не полностью соответствует, есть отклонения
исследования
для
достижения
цели Не соответствует
работы (результаты)
Обоснованность
Представлен достаточный обзор литературных
обзора
состояния источников
проблемы (работа с Недостаточно полный
литературными
Отсутствует или есть серьезные пробелы
источниками)
Обоснованность
Полностью обоснованы
выводов (выводы)
Обоснованы частично
Отсутствует удовлетворительное обоснование
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

Баллы

Шкала оценивания защиты проекта
Критерий

Показатель

Баллы

Адекватность
Полностью соответствует
(соответствие)
Не полностью раскрывает суть и основные
выступления
положения проекта
заявленной теме и Выступление не соответствует теме заявленного
выполненному
проекта
проекту
Выстроенность,
Полностью логически выстроенное представление
логика выступления
проекта
Есть недочеты в представлении проекта
Логика выступления не просматривается или
вызывает сомнение
Лаконичность
и Чѐткий и ясный стиль выступления
четкость выступления Есть недочеты в форме представления проекта
Стиль изложения затрудняет понимание сути проекта
Владение
Свободное владение материалом
материалом,
Неполные ответы
способность отвечать
на вопросы
Затруднения с ответами
Способность ведения Убедительно и заинтересованно
дискуссии,
убедительность
Затруднения в ведении дискуссии
аргументации,
демонстрации
Неубедительно
заинтересованности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

Общее количество баллов за индивидуальный проект _____________
Оценка за индивидуальный проект ______________________
Председатель комиссии ___________
(подпись)

Члены комиссии

______________
(подпись)

______________
(подпись)

______________
(подпись)

__________________________
(ФИО полностью)

___________________________
(ФИО полностью)
___________________________
(ФИО полностью)
___________________________
(ФИО полностью)

Приложение 4
Памятка для обучающихся
Защита индивидуального проекта
Успешная защита индивидуального проекта является необходимым
условием окончания школы. Защита проекта проходит форме публичного
выступления. Защита работы проходит обычно в течение 15 минут (10 минут на
выступление, 5 минут – ответы на вопросы).
Защита проекта считается успешной при получении определенного
количества баллов.
К публичной защите проекта Вы должны подготовить:
1. Письменное описание проекта
2. Проектный продукт.
3. Публичное выступление, раскрывающее суть вашей работы.
Проектный продукт может быть представлен в разных формах. В зависимости
от его специфики стоит решить вопрос о целесообразности использования
мультимедийной презентации.
Общий план публичного выступления выглядит следующим образом:
1. Приветствие.
2. Актуальность и цель проекта.
3. Основные этапы проекта и их задачи, методы и средства их достижения.
4. Характеристика (презентация) проектного продукта.
5. Самоанализ успешности проектной работы, перспективы развития проекта.
6. Ответы на вопросы комиссии.
Речевые клише для публичного выступления
«Уважаемые слушатели, члены комиссии! Я ученик(ца)___класса,
...(Фамилия Имя). Руководитель моей работы .... (Фамилия И.О., должность)
Тема моего проекта… Выбранная тема является актуальной, потому что...
Таким образом, целью проекта было ... Для достижения которой потребовалось
решить следующие задачи... Для этого я ....... изучил(а) источники (краткая
характеристика источников информации)/работал(а) в библиотеках/побывал(а)
на экскурсии/провѐл(а) опрос, поставил(а) опыты и т.д. В результате мне
удалось создать... К преимуществам/недочетам работы можно отнести.... В
процессе работы над проектом я научился... Благодарю за внимание. Готов(а)
ответить на Ваши вопросы».
Кроме содержания выступления, нужно помнить о том, как это
содержание подается. Выступающий должен говорить (не читать!) свободно,
достаточно громко, эмоционально, грамотно, логично, уверенно, обращаясь к
залу, членам жюри, наглядному материалу или слайдам.
Если по какой-то причине вы не уложились в установленное для доклада
время, после напоминания председателя аттестационной комиссии вам следует
в течение 15-30 секунд красиво завершить выступление: «...о моей работе
можно сказать еще многое, но я перехожу к основным выводам...».

После выступления комиссия задаѐт дополнительные вопросы, чтобы
удостовериться, насколько качественно вы реализовали проект. Лучше всего
заранее продумать ответы на возможные вопросы (Подумайте, какие вопросы
вы задали бы себе на месте членов комиссии). Наиболее часто члены
комиссии задают следующие вопросы (многих из них можно избежать, если
грамотно и четко выстроить первую часть выступления, качественно оформить
письменную часть, проектный продукт и презентацию):
1. Почему вы выбрали именно эту тему? В чем ее актуальность? Какие цель и
задачи ставили? Удалось ли их достичь? Какие перспективы развития темы?
2. Вопросы, связанные с глубиной понимания предметного содержания.
Например: Какой смысл вы вкладывали в то или понятие? Как вы
аргументируете сделанный выбор? Почему вы выбрали именно эти методы и
способы ведения проекта?
3. Какими источники информации вы пользовались? Почему они заслуживают
доверия?
4. Как вы сами оцениваете свою работу (отдельные этапы проекта)? Что
получилось лучше, что хуже? Почему? Как справлялись с возникающими
трудностями?
Не бойтесь самостоятельно назвать преимущества и недочеты вашей
работы. Способность к честному и объективному самоанализу является чертой
талантливого человека. Скромно похвалите себя, назовите ошибки, которые вы
учтете в будущем, чему научились в процессе работы над проектом.
На каждый вопрос нужно быстро реагировать, ориентироваться и
отвечать. Таким образом, проверяют, насколько хорошо ученик подготовился к
защите, знает свою тему и может аргументированно отстаивать свою позицию.
Если вы не знаете ответа на поставленный вопрос, постарайтесь не
волноваться и отвечать так, как понимаете тему. Если вы не уверены в том, что
правильно поняли вопрос, можно попросить его переформулировать или задать
уточняющие вопросы.
Главное не бояться и помнить, что члены комиссии не хотят «завалить»,
а пытаются понять, насколько вы можете раскрыть тему и проанализировать
свою работу самостоятельно.
Важным составляющим успеха является качество презентации и
наглядных материалов. Заранее продумайте, в какой форме вы сможете
выгоднее всего представить свой проектный продукт.
Если вы решили использовать мультимедийную презентацию, то предлагаем
вам прочитать советы по созданию презентаций.
1. Сведите к минимуму количество слайдов. Это поможет четко
сформулировать свои мысли и завоевать внимание аудитории.
2. Выберите шрифт, который будет хорошо виден всем зрителям с любого
возможного расстояния. Правильный выбор шрифта, такого как Helvetica или
Arial, способствует более быстрому пониманию смысла сообщения. Избегайте
узких шрифтов, таких как Arial Narrow, а также шрифтов с засечками, таких как

Times. Рекомендуемый размер основного шрифта: 24. Заголовки могут быть
чуть крупнее.
3. Поддерживайте четкую структуру текста, используя точки-маркеры или
короткие предложения. Используйте маркированные списки или короткие
предложения и постарайтесь разместить каждый пункт в одной строке, не
перенося текст. Необходимо, чтобы аудитория слушала доклад, а не
вчитывалась в текст на экране. Некоторые проекторы обрезают края слайдов,
поэтому длинные предложения могут быть обрезаны. Чтобы сократить объем
текста в строке, можно удалить слова, не несущие смысла.
4. Используйте картинки, чтобы более образно преподнести свою
мысль. Используйте графические изображения, улучшающие восприятие.
Однако не следует перегружать слайд графикой. Делайте ясные надписи на
диаграммах и графиках. Используйте столько текста, сколько требуется, но не
больше.
5. Выбирайте
неяркий
и
равномерный
фон
слайдов. Используйте
контрастирующие цвета фона и текста.
7. Проверяйте правописание.
8. Придите пораньше и проверьте работу оборудования.
9. Не читайте текст презентации. Отрепетируйте показ презентации, чтобы
излагать мысль, опираясь на точки-маркеры. Текст должен быть ключом к
словам докладчика, а не совпадать с тем, что сообщается аудитории.
10. Следите за временем. Обращайте внимание на поведение аудитории.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (87245) 2-41-60, 2-71-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».